Педагогический путь длиною в 130 лет

Учителем-логопедом в МДОАУ № 38 «Солнышко» г.Орска Галина Петровна Филипенко работает с 1995 года, то есть уже 22 года.
499

Имеет высшую квалификационную категорию по данной специальности, и кроме того уже 17 лет является руководителем городского методического объединения учителей-логопедов и дефектологов г. Орска.
 

Свою профессию она выбирала сознательно. Дело в том, что Галина Петровна является продолжателем педагогической династии. Общий педагогический стаж ее семьи составляет уже более 130 лет. С детства она была уверена в том, что ее профессия будет обязательно связана с детьми. Галина часто представляла себя то детским врачом, то воспитательницей, то строгой учительницей. В этих играх быстро промчалось ее детство, и подошло время серьезного выбора будущей профессии. Она без колебаний выбрала факультет дошкольной педагогики, а уже потом, когда начала работать ей представилась возможность получить второе образование, и дополнить свою квалификацию профессией логопеда.

– Здравствуйте Галина Петровна! Довольны ли Вы своим выбором?
- Конечно! Ведь, откровенно говоря, для меня учитель-логопед это по большому счету не профессия, не хобби, не работа. Это моя жизнь. И это не красивые слова. Думаю, что многие педагоги со мной согласятся – нельзя работать учителем и не посвящать себя этой профессии полностью. Те, кто работают по-другому, в основном не выдерживают и уходят.

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
- Несомненно, профессия эта непростая. Очень часто в логопедию приходят специалисты из педагогики, имеющее первое образование воспитатель или учитель начальных классов, или из медицины – медсестры, фельдшеры. И это очень оправданно. Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Обучаясь в институте, нам пришлось изучать наравне с педагогическими дисциплинами и медицинские. Логопеду мало знать только методы и приемы работы, надо еще уметь находить суть проблемы, ее причины, чтобы успешно помочь маленькому человечку преодолеть свои трудности.

– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
- Логопед, прежде всего, должен обладать набором общечеловеческих качеств – это коммуникабельность, трудолюбие, ответственность, тактичность. Но, в связи с тем, что логопед работает в большей степени с детьми, ему еще нужны такие качества, как речевая культура, сердечность, чуткость, ведь зачастую, нам приходится заменять ребятам маму в ее отсутствие, а, следовательно, мы должны и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, любовь, ласку, теплоту.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
- Работа логопеда имеет ряд определенных трудностей.  Каждый ребенок индивидуален, и несмотря на то, что внешне дефекты речи могут быть похожи друг на друга, но каждый малыш преодолевает их по-своему. И нужно найти к каждому малышу личный подход. Не всегда мы логопеды имеем поддержку и помощь со стороны родителей. Не все родители понимают, что только совместными усилиями мы можем помочь ребенку. Работа с детьми требует железных нервов и не просто терпения, а долготерпения. Ведь это не головная боль, от которой можно принять таблетку. Это долгий и трудный процесс и хороший результат будет только тогда, когда и семья, и педагоги объединят свои усилия.
 
– Как преодолеваете эти трудности?
- Приходится много заниматься самообразованием, читать специальную литературу, чтобы найти подход к каждому проблемному ребенку. Ну и, конечно, беседую с родителями, показываю им пути преодоления речевых нарушений у ребят.

– Плюсы в вашей работе?
- Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность в своих силах. Дети приходят ко мне со своими проблемами, трудностями. Я протягиваю им руку и ребята кладут в нее свою маленькую теплую ладошку. Мы вместе идем в мир звуков и букв, стихов и рассказов. И когда у меня на глазах вчерашние неуверенные,  косноязычные «гадкие утята» превращаются в красивых белых лебедей, это очень приятное чувство. А как радуются сами малыши своим маленьким победам! Они смогли, сумели! Самый главный плюс моей работы – это наши совместные победы.

– Что самое интересное в Вашей работе?
- Я работаю с дошкольниками. А это значит с непоседами и озорниками. И каждый раз, чтобы заинтересовать ребёнка, самой приходится становиться ребёнком. Каких только историй и небылиц не придумаешь! Каждый день создаю для детей условия, при которых они смогут успешно овладевать речью – это и найти интересное в обычных предметах, разгадать тайны и загадки, получить удовольствие от совместного общения. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. Развивая детей, я сама каждодневно развиваюсь и совершенствуюсь – и мне это интересно!
 
– Не вызывает ли чувство усталости такая работа?
- Конечно, я устаю на работе. Отдаваясь работе до конца, порой приходится свои личные дела отодвигать «на потом». Но это приятная усталость, оправданная полученными результатами.

– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?  Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
- Могу с уверенностью сказать, что моя детская мечта сбылась. Многие девочки мечтают быть актрисами, дизайнерами, психологами. А логопед – это профессия, объединяющая в себе все эти специальности. А еще логопед – это учитель, доктор, оратор, музыкант. Это очень творческая профессия, позволяющая каждому проявить свои таланты! С детьми мы и поем, и танцуем, и читаем стихи. А еще рисуем, играем, лицедействуем. Не боюсь признаться, что бесконечно влюблена в свою профессию.

– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
- По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.
К сожалению, наш век информационных технологий плохо повлиял на мир детства. Всё больше и больше малышей начинают позже говорить. Школьники мало читают. Поэтому, можно без преувеличения сказать, что логопед - профессия будущего. Ведь именно он обучает людей правильно говорить, а речь является самой главной составляющей коммуникации всего человечества: благодаря ей мы можем общаться друг с другом, делиться мыслями и передавать информацию.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
- Профессия логопеда, ка и вся педагогика в целом в нашей стране, конечно, не поможет стать миллионером. Но в ней есть свои плюсы и преимущества: стабильность, ведь детей надо учить в любые времена; отпуск в 56 рабочих дней, который преимущественно предоставляется в летний период; сокращенный рабочий день, а значит больше времени можно уделить своей семье, своим близким.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
- Нужно сразу определиться, что логопед – это весьма ответственная работа, которая требует огромного терпения и любви к своему делу. Если кто-то стоит сейчас на пути выбора профессии, мне хочется пригласить в нашу профессию людей чутких, неравнодушных и талантливых. Только такие смогут справиться с нашей нелёгкой и нужной работой. Но есть и хорошие новости: наша профессия социально значимая — это значит, что логопед обязательно будет приносить пользу тем, с кем работает, получать удовольствие от проделанной работы и полученного результата.
 
– Что пожелаете будущим логопедам?
- В преддверие наступающего профессионального праздника – Международного дня логопеда, который отмечается 14 ноября, хочу напомнить своим настоящим, а также будущим коллегам, что речь – величайший дар человечества, а логопед – ее хранитель и врачеватель. Спасибо вам за ту отдачу, с которой вы помогаете людям лучше выражать свои чувства, легче общаться и достигать большего. Пусть вас никогда не настигнут трудности, а жизнь будет такой же прекрасной, как у тех людей, которым вы помогли.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
- Тем, кто собирается поступать на дефектологический факультет, я хочу напомнить, что логопед является учителем, который должен проявлять огромное терпение и понимание к своим ученикам. Самые главные черты в его характере — это любовь к детям, терпеливость, эмоциональная сдержанность, спокойствие, любознательность, стойкость и выдержка, потому что результаты проделанной работы часто могут заставлять ждать себя достаточно долго.

– Как Вы видите свою профессию в будущем?
- В последние годы логопедия все теснее сотрудничает с такими смежными специальностями, как неврология, физиология, здоровьесбережение. Сближение этих специальностей – вот будущее логопедии. Все специалисты, работающие в этих областях, объединяют свои усилия в том, чтобы в общество было здоровым и грамотным. Современные логопеды очень активные и ищущие люди, идущие в ногу со временем. Будущее логопедии обязательно будет связано с новыми информационными технологиями, которые уже сейчас приходят на помощь специалистам в организации работы и, конечно детям в преодолении своих речевых трудностей.

Интересное на «ОРСК ДЕТИ»:

Напишите нам

Уважаемые друзья! Если у вас есть интересная новость, статья, фоторепортаж или информация
о мероприятии по тематике нашего сайта, мы с удовольствием поместим вашу информацию на нашем сайте.
Так же вы можете сделать online-заявку и пригласить проект «ОРСК ДЕТИ» на съемки вашего мероприятия.

 

 

Написать